Социнфорбюро

В Волгоградском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Цирк Шардам, или Школа клоунов» по пьесе Даниила Хармса Волгоградские дети не обделены вниманием взрослых, работающих в сфере культуры. Особенно это заметно в предновогодние дни – в театрах и концертных организациях начались елки.

Эти праздничные представления с участием Деда Мороза и разнообразных сказочных героев все творческие коллективы считают своей святой обязанностью. Правда, иногда эта обязанность превращается в обязаловку и от таких спектаклей попахивает нафталином: и сюжеты старые, и костюмы. Новогоднее представление редко становится поводом для творческого эксперимента. А вот в волгоградском ТЮЗе

случилось именно так. Пьеса Даниила Хармса, одного из самых трудных и загадочных авторов, разбудила фантазию художественного руководителя театра Альберта Авходеева и его верных соратников – художника Людмилы Тереховой, балетмейстера Дениса Постоева и группы молодых артистов, недавних выпускников авходеевского курса. Кстати, тот факт, что ребята воспитаны в одной театральной «вере», что у них, как говорят в театре, одна группа крови, создает удивительный ансамбль, когда вся труппа работает как единый организм. Это важно в любом спектакле, но в таком как «Цирк Шардам или Школа клоунов» это единство становится определяющим.

Что важнее всего для циркового артиста – воздушного гимнаста, силового акробата, дрессировщика, коверного-клоуна? Надежный партнер, верный товарищ, от которого в равной мере зависит успех твоего номера. А номера в этом волшебном цирке такие же сложные и красивые, как в цирке настоящем. Дивной красоты плясунья на канате, чудные смешные дрессированные собаки, классический номер «Борьба нанайских мальчиков», змеи, верблюды, лошади и даже акула в огромном аквариуме – все есть в цирке Шардам. Тюзовская «Школа клоунов» прошла стажировку у артистов настоящего, московского, цирка. И мастерство молодых волгоградских актеров восхищает. Выполняя сложнейшие цирковые трюки, они остаются драматическими артистами, блестяще владея приемами остранения, уверенно существуя в гротескной стилистике самого знаменитого из обериутов (поэтическая школа, к которой принадлежал Хармс). А фантазия режиссера завораживает и ведет нас все дальше в странный, парадоксальный, пестрый, веселый, опасный, дивный мир. Цирка? Театра? Не все ли равно! Вслед за Хармсом режиссер предлагает нам на полтора часа стать детьми и, наблюдая за зрителями, видишь, как похожи становятся папы и мамы на своих чад, зачарованно смотрящих на сцену. Спектакль поставлен на средства гранта губернатора Волгоградской области в номинации «Театр – детям». Этот тот случай, когда деньги пошли точно по назначению.


"Цирк Шардам" по-новогоднему «зажигает» в ТЮЗе.

«Цирк Шардам» – новая постановка Волгоградского театра юного зрителя по одноименной пьесе литературного авангардиста Даниила Хармса.

Говорят, в подготовке этого спектакля тюзовцам помогали самые настоящие цирковые артисты из гастролировавшей недавно в Волгограде труппы дрессировщика Корнилова (помните его слонов?). Они показывали, подсказывали и – ап! – сцена ТЮЗа превратилась в полукруглую цирковую арену, на которой происходит красочный новогодний дивертисмент.

Весь вечер на манеже гимнасты и акробаты, жонглеры, укротители, балерины, клоуны. На самом деле все это молодые актеры театра. Им потребовались большая смелость и хорошая физподготовка, чтобы правдиво сыграть, например, нанайских борцов (на самом-то деле это один человек) или невероятного силача Парамона Огурцова, заморского гостя из Индии – факира Амгам-глам-кабалаба-сабалаба-самба-гипчилиб-куки-люки-сдугрпугр-оф-оф-пырра! И даже удава и лошадь.

Только вот мешает некто Вертунов – наивный паренек, безнадежно влюбленный в цирк. Он то и дело вклинивается в представление. Его гоняет директор. Но упрямый Вертунов все время просачивается назад. Ведь ему так хочется самому выступать! Ведь он умеет стоять на одной ноге, хрюкать, ржать и показывать летящую муху! Ничего из этого, увы, в цирке не нужно. Вертунов впадает в депрессию, но не сдается до самого второго отделения, которое происходит ..."под водой".Представление с огромным аквариумом закончилось ЧП. Аквариум разбивают, вода в нем убывает, прибывая на сцену-арену. И все-таки герои выходят сухими из воды. Пройдошистый и упертый Вертунов всех спасает и от потопа, и от огромной акулы, которая поедает что попало, даже реквизит. За это храброго Вертунова принимают в труппу. В цирке случаются и не такие чудеса!

Пьеса написана Хармсом для театра кукол. Вероятно, гротесковость стала вызовом для режиссера-постановщика спектакля заслуженного артиста России Альберта Авходеева, с его талантом придумывать фантастические кунштюки. Для взрослых так и осталось загадкой, как сделаны некоторые трюки, эффектные превращения. А дети воспринимали их как обыкновенное волшебство. Визуализировать фантасмагорию помогли сложные декорации, свет и яркие костюмы. Благодаря этому актеры «по-взаправдашнему» летали по воздуху, ходили по канату, плавали под водой без водолазных костюмов. Их ловкость и пластичность вызывали общее восхищение. В антракте мальчишки носились по фойе, выкрикивая прикольное словечко из спектакля «Граха!». Этим заклинанием факир упек несносного Вертунова в свой загадочный ящик – и тот исчез, а потом появился. Вот какой фокус-покус.

Более удачным показалось первое действие театрально-циркового представления. Во втором отделении нескончаемые кутерьма и буффонада начали уже утомлять. На предварительном показе "для своих" зрители принимали этот необычный спектакль бурно и одобрительно.

26.12.2013

 Юлия Гречухина