Премьера

Бессмертный, мудрый, смешной и грустный Антон Павлович Чехов вновь оживает в свете софитов: в волгоградском ТЮЗе начались премьерные показы спектакля по его рассказам – «Упоенный, счастливый, падаю пред нею на колени…».

Несмотря на такое романтическое название, история эта не о любви между мужчиной и женщиной, а о любви к жизни, прожитой судьбе, сожалениях, и радостях, и вечной молодости души, которая заставляет все чаще оглядываться назад, когда наш личный спектакль подходит к концу, и страстно желать продолжения.

В единый сюжет на сцене ТЮЗа объединены сразу несколько рассказов Чехова. В основе лежит «Калхас», который сам автор затем переделал в пьесу «Лебединая песня»; с ним переплетаются «После бенефиса», «Комик», «Бумажник», «Актерская погибель» и другие. В центре сюжета – старый актер Василий Васильевич Светловидов, которого играет заслуженный артист РФ Василий Богатырев. У него бенефис, но праздник, который должен стать триумфом «великого артиста» и «красы русской сцены», оказывается пронизан грустью, тоской по несбывшемуся, а коллеги воспринимают Светловидова всерьез только тогда, когда он едва не умирает.

И все же финал остается светлым, а за два акта можно от души насмеяться. Василий Богатырев выплескивает на зрителя столько эмоций, играет с такой отдачей, что не заразиться этим настроением невозможно. Постоянно кажется, что это не актеры перед тобой, а действительно люди из второй половины 19 века, которые всегда носят котелки и говорят «позвольте-с». Совершенно бесподобны, на мой взгляд, антрепренер Прокл Львович Почечуев в исполнении Андрея Селиверстова и молодой актер Федор Бабельмандебский, которого играет Игорь Гришалевич. Ну и конечно, все волгоградские любители театра знают, как умеют увлечь зрителя Татьяна Доронина, Евгений Жданов, Василий Каменецкий, Алиса Плакидина.

По словам режиссера ТЮЗа Альберта Авходеева, эта постановка – акварель. И, правда, в нем яркие брызги водевиля, резкие мазки комедии, холодные тона драмы перетекают друг в друга, не имея четких границ, создавая картину неоднозначную, и потому достоверную.

Василий Богатырев не просто играет роль, он проживает жизнь своего персонажа.

- Не зря все ставят и никак не могут поставить идеальный спектакль по Чехову. Не могут его разгадать. Самые лучшие постановки получаются в Америке, Японии, Англии, - говорит Альберт Авходеев.

- А почему? – спрашиваю я.

- Наверное, они понимают и чувствуют ту самую неоднозначность, а у нас в стране все конкретно, мы не любим полутонов, - смеется в ответ режиссер. – Ну и сам Чехов был довольно странный человек. Может, потому, что был врачом. Врачи ведь постоянно существуют на какой-то грани, по-своему смотрят на жизнь и на смерть. Чувствуя боль и трагизм, они защищаются шутками, порой циничными.

Актерам на сцене приходится выкладываться по полной, ведь смех, нежность, экспрессия, страдания и веселье сменяют друг друга, как в калейдоскопе. Вдобавок артистам приходится петь вживую, а это тоже весьма нелегко. Василию Богатыреву, например, раньше петь со сцены вовсе не приходилось, и в то же время в определенный момент его персонаж должен заплакать.

За два часа, которые идет спектакль, можно не только задуматься о жизни, но и от души посмеяться.

- Спектакль, как мне кажется, для актеров непростой… Хотя, наверное, у вас бывали и сложнее, - я едва начала беседу с Василием Михайловичем, а он уже своей энергетикой подавил весь мой мыслительный процесс. Невольно всё внимание сосредоточивается на его мимике, жестах, голосе, пристальном взгляде. Вот что значит «захватить зрителя».

- Хм… Здесь ведь собраны несколько рассказов, поэтому такого разнообразия в одной пьесе пожалуй что и не было, - задумчиво отвечает он. – Разные состояния персонажа… И, вообще-то, судьба. Судьба… Просто так слезы не потекут. Немножко тяжеловато, конечно.

- Я думаю, каждому знакомо это чувство, которое испытывает Светловидов: жизнь проходит, а столько времени потрачено впустую, столько всего не сбылось...

- Такие мысли приходят только на определенном этапе, понимаешь? В школе, университете, мы думаем, что вечные. Как вселенная, как пространство. Бесконечны… Вот тебе сколько лет? – Я называю цифру. – Ну, ты уже, может, и знаешь, о чем я… Сидя в зале, можно задуматься (я тоже задумываюсь), а что же такое человек? Где чистота? Есть ли порядочность или нет? Этот праздник, бенефис, стал переломным моментом для моего персонажа.

Я просто зритель, не театральный критик, не знаток, и больше всего не люблю, когда классику опошливают и низводят до уровня ширпотреба, выдавая это за какое-то гениальное новаторство, творчество высших сфер. В постановке «Упоенный, счастливый, падаю пред нею на колени…» все так, как нужно. Есть вкус, есть такт, глубина, но и конфликт, и эмоции что называется на разрыв, и протест главного героя. Немного не хватило финала, хотелось, чтобы Светловидов своей жаждой жизни выжал меня до конца, но это лишь субъективное желание. И я бы посмотрела спектакль еще раз – уже не набрасывая в голове «рыбу» для статьи, а просто смакуя эмоции.

 

Евгения ЗУБОВА