Твари ли мы дрожащие или право имеем? И ещё много-много-много тревожащих, будоражащих вопросов.

   В спектакле найден великолепный ход: поступки людей рассматриваются и оцениваются с точки зрения животных. И становится не понятно, кто у кого под присмотром. Помыслы и действия двуногих, по здравому разумению, выглядят, по меньшей мере странными. Зачем они так стремятся заполучить кучу денег, если на них нельзя купить даже крыльев для полёта? Зачем они приобретают много одежды, если она у них уже есть? Зачем они хотят убить своего ребёнка, если он может родиться и вырасти? Ведь никто же не убивает в себе щеночка, жеребёночка, телёночка.

   Ах, если бы люди могли слышать эти размышления братьев своих меньших! Может быть, тогда они смогли бы жить не так по-скотски. Но, увы, слышит их лишь нетрезвый Сосед, изрядно хватанувший украденной самогонки. А, услышав, не сможет больше существовать на этой прекрасной планете, сияющей в бездонной черноте Вселенной.

Выходит, неблагодарное и опасное это занятие: вдумываться в то, как и чем ты дышишь. Вдруг и в самом деле начнёшь жить не для себя, а для других. Говорить то, что думаешь, а не то, что нужно. Не сотворять себе кумира и не поклоняться ему. Быть готовым положить жизнь за други своя. Соблюдать простые заповеди, произнесённые и записанные много тысяч лет назад.

   Заповеди – и впрямь простые. Но жить по ним – так хлопотно.

А оно нам надо?

   Но, может быть, именно так и надо?..

Мы все прошли через очищение

   Вопросы, поставленные спектаклем, вызвали живейшее обсуждение на дискуссии, состоявшейся после спектакля. Осталось более полусотни зрителей. Обсуждение возглавили преподаватели и магистранты волгоградских вузов: доцент РАНХиГС Юрий Ветютнев, кандидат философских наук Владислав Гуренко, филолог Валерия Копанева, лингвист Илья Селезнёв. В нём приняли участие и актёры.

   Дискуссия продлилась более часа, и продолжалась бы далее. Но всё хорошее тоже должно когда-нибудь заканчиваться. Вот основные тезисы.

 – Вопрос «как жить», поставленный спектаклем, относится к категории философских. Человечество постоянно ищет ответы на него. Спектакль не даёт однозначного решения, но побуждает зрителя, самостоятельно искать ответ.

 – Нам показали замкнутый мир, в котором жить тяжело, ужасно, беспросветно. Но есть и хорошие новости: многие хотят жить по-другому.

 – Спектакль показывает вечную борьбу Добра со Злом, которая проходит с переменным успехом.

В спектакле явственно выражена тревога за наше общее будущее. Оно пока ещё скрыто, ещё находится в утробе. Есть силы, которые не хотели бы выпустить его в мир, оставаясь в карете прошлого и настоящего.

 – Огромное спасибо режиссёру, всей постановочной группе, замечательным актёрам за спектакль. Такого воздействия, такого восторга я не испытывал ещё нигде и никогда.

 – Да, в жизни можно много встретить опустившихся людей. легче всего пнуть их или просто пройти мимо. Театр доказывает нам, что им можно и нужно помочь приподняться. Это трудно, но можно хотя бы попытаться.

 – Спектакль необходимо показывать подрастающему поколению. Он воспитывает, учит добру, учит жизни гораздо эффективней, чем многословные нотации и нравоучения.

 – Мы увидели библейскую историю сотворения мира. Мы увидели, каково приходится людям, забывшим заповеди Божьи. И мы все прошли через очищение.

 – Я смотрела этот спектакль в третий раз. Плакала и не стыдилась слёз, потому что плакали и все, кто был со мною рядом. Я благодарю театр за эти радостные слёзы. Спасибо, спасибо, спасибо!